Наш Храм

Главная Православное образование Диалог о важном

29 марта 2015 года  в помещении Воскресной школы храма Максима Исповедника состоялась встреча учителей  церковно-приходских школ городов Краснотурьинска и Волчанска.  Под руководством иерея Евгения Калашникова,  преподаватели обсудили  актуальные вопросы. Речь шла о предстоящей аттестации школ и учителей этих школ, а также о  тех трудностях,  которые  встречаются в привлечении детей в воскресные школы.

Многие  учителя  Воскресных школ сталкиваются с этой проблемой. Дело в том, что начав ходить в Воскресную школу, дети часто её не заканчивают. Они  могут посещать школу  только в течение одного  учебного года или даже ещё  более короткий срок. Эта проблема актуальна и болезненна для  многих ЦПШ.

В конструктивном диалоге учителя искали ответ на этот сложный, но очень важный вопрос.  Напоминая о цели деятельности Воскресных школ, отец Евгений,  сказал: «В школе мы должны создать атмосферу духовного роста, интересного общения. Дети должны, приобретая знания о православии, возрастать духовно».  Как это сделать?  Труднейший вопрос.

Сложность начинается с самого первого шага  при  попытке ответить  на  него, т.к. для начала диалога по  обозначенной проблеме надо определить  понятия, раскрывающие  духовно – нравственное воспитание и образование.  Назовем их: «духовное воспитание», «духовное образование», «нравственное воспитание», «религиозные знания», «религиозный опыт».  В ряд этих словосочетаний можно добавить ещё: мировоззрение, миропонимание, осмысление, духовное состояние. За каждым термином стоит  его осознание и проживание, которое имеет для каждого  человека свою меру и опирается на личный опыт. Смысл терминов  феноменален и метафизичен, оттого нет однозначного ответа на этот актуальный вопрос.

А как говорить об этом с детьми? Как не оттолкнуть их от спасительного Православия? Как помочь  каждому ребёнку, перешагнувшему  однажды порог храма, стать чадом Матери – Церкви?   Как помочь  воцерковлённым детям  выстоять в мире реального социума?

Конечно, первые помощники учителям воскресных школ  - это родители.

Духовное воспитание ориентирует детей и подростков на Абсолютные ценности. «И действие педагога необходимо, но недостаточно, поскольку истинная духовность является результатом проявления собственной воли человека и Божественной».(Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры/ С. Ю. Дивногорцева.- М.: Изд – во ПСТГУ, 2012, с 146).

Педагоги воскресных школ были единодушны в необходимости привлечения родителей к деятельности школ. Эта работа необходима для укрепления духовных связей между прихожанами – родителями, что создаёт благоприятную среду для воспитания подрастающего поколения.

В диалоге педагогов звучало, что  некоторые родители стоят в трудной ситуации  определения конкретных приёмов православного воспитания, т.к.   они им просто  неизвестны.  Прежде чем возрождать  замечательные традиции православного воспитания, конечно, надо о них узнать, а потом ещё и начать их осуществлять, но уже в новых условиях.

Зачастую эти условия не только осложняют цели православного воспитания, но противоположны им. Хочется верить, что и это испытание  мы преодолеем достойно, ведь не привыкать православным  жить в борьбе с трудностями  и нести  свой  крест.  А именно для этого,  надо поддерживать диалог между школами, выстраивать сотрудничество с родителями. Это трудно, т.к. пока ещё  только обозначились проблемы. Но первые шаги  уже сделаны.

Эта встреча учителей  определила  актуальность сотрудничества  Церкви,  педагогов и родителей.

В преддверии светлой Пасхи, хочется верить, что и все возникающие проблемы  Воскресной школы  мы  решаем верно,  и в дальнейшем сможем многое,  и,  следуя словам  апостола Павла, сказать:  «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе». (Флп.4,13).

 

Надежда Рукина