Наш Храм

Главная Интервью Что делать?

В настоящее время общество все чаще сталкивается с нравственной распущенностью и пытается найти иммунитет, который был бы способен остановить этот пагубный процесс. Есть ли выход из сложившейся ситуации? Об этом мы беседуем со священником храма преподобного Максима Исповедника, иереем Евгением Калашниковым.

Отец Евгений что такое нравственность?

Нравственность это такой критерий, который характеризует духовную сторону жизни человека, семьи, общества.  Она основывается на нравственных принципах или законах, которые приняты в том или ином обществе. Христианское понимание нравственности определяется так – это жизнь твари в соответствии со своим нравом. Все живые существа в этом мире созданы Творцом, и все они имеют свой нрав – свои законы и принципы жизни, характерные для соответствующего вида творений. Это знание имеют все народы Земли, об этом говорится в Священном Писании. Таким образом, каждое творение Божие призвано жить в соответствии со своим нравом. Но из всех живых существ только человек является вершиной творения. Ни одно тварное существо, кроме человека, не может своевольно нарушить законы жизни, заложенные Творцом. Только человек создан по образу и подобию Божию и имеет свободную волю и разум. Господь сотворил нас такими, что даже Он Сам не может изменить наше сердце без нашего согласия. Если человек живет в соответствии с законами, определенными ему Творцом, то он человек нравственный, а если нет, то безнравственный.

На чем основываются нравственные принципы?

Любые нравственные принципы основаны на какой-то религии, потому что нравственные принципы, не основанные на религиозных чувствах человека - это пустые лозунги. Это все равно, что – «Мы все придем к победе коммунистического труда». Ну вот и пришли… Это как бы такой бессмысленный лозунг, который не вызывает в человеке ничего. А система воспитания личности в подобных лозунгах является морализмом. Как это понять? Ну, например, если в семье есть любовь между супругами, то именно это чувство дает им силы сохранять верность друг другу, а не какие-то моральные запреты, которые при определенных условиях легко нарушаются. Религиозное чувство – способность видения Бога, оно есть у каждого человека. Просто в течении жизни, как и любой орган человека, если им не пользоваться, он атрофируется. Если человек долго не ходит, ему приходится заново учиться ходить. Если человек с детства не получает божественной пищи,  душа его черствеет, каменеет, отмирает, погружается в темноту и не способна видеть Бога.

В основе нравственных принципов лежит Вечный завет между Богом и человеком. Когда был сотворен человек, то самим Господом, как Богом Творцом всего мира, всей вселенной, с венцом Своего творения – Адамом, а в  его лице со всем человеческим родом был заключен вечный завет (союз), который состоял в том, чтобы человек любил Бога и ближних, оказывал Творцу послушание, а Бог,  со своей стороны, обещал за это человеку Свою заботу о нем и возможность познания человеком Бога. То есть, человек получает блаженное состояние только через почитание Бога. Этот Вечный завет действует и сейчас. Господь Бог дал людям Свои заповеди через пророка Моисея – это десять заповедей нравственного закона человечества, они записаны в Священном Писании. После Боговоплощения человечество получает через Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, новые заповеди, которые не отменяют десять заповедей Божиих, но исполняя их, поднимают человечество на новый уровень нравственного совершенства. Таких заповедей две: возлюби Господа Бога всем сердцем, всей душою и всем помышлением своим  и возлюби ближнего своего как самого себя.

Каковы последствия нарушения нравственных принципов закона Божьего?

Нарушение заповедей Божиих называется грехом. Грех калечит душу человека. У такого человека с каждым грехом остается все меньше жизненных сил. Если грех совершается человеком постоянно, то в  человеке появляется страсть – это болезнь души. Например, страсть табакокурения, пьянства, наркомании, блуда и т.д. Страсть приводит человека к гибели души, а затем и тела.  Нарушении нравственных законов отражается не только на самом человеке, но и на его потомстве. До третьего – четвертого поколения наказываются потомки за грехи своих предков. Наши дети не будут отвечать за наши грехи, они просто будут несчастны, будут страдать и мучиться. Такое состояние называется греховная наследственность. Хотим мы это принимать или не хотим, но это закон установленный Богом и он действует всегда, пока существует мир. Священное Писание передает нам слова Господа: «… Я Господь Бог Твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх. 20; 5-6).

Если человек безнравственный, то он нарушает заповеди Божии, то есть  грешит. Какой самый тяжелый грех может совершить человек?

Когда человеку задается подобный вопрос, у него в голове громоздятся какие-то страшные убийства, предательства и т.д. Но ведь дело не в этом. Если принимаем, что грех – это есть отдаление от Бога, то самое полное удаление от Бога – это и есть самый тяжкий грех. Таким грехом называется неверие в Бога. Потому что, если человек не верит в Бога, он может сделать все что угодно, потому что у него нет никаких нравственных ориентиров. И когда ему ничего не угрожает от других людей, он может совершить любое преступление. За исключением тех случаев, когда этого человека твердо воспитали люди, которые эти нравственные принципы имели. И это мы видим сейчас в современном обществе людей. Именно безнравственность, то есть удаление от Бога, порождает в обществе, например, рост преступности, а не низкий материальный достаток человека. Наши прадеды жили беднее, чем мы, жизнь их была тяжелее, но духовно они были богаче. Если общество пытается решить эту проблему роста преступности  без духовно-нравственного воспитания личности, оно обречено на погибель, либо диктатуру, что равносильно гибели.

Что делать, если человек преступил этот нравственный закон, то есть совершил грех?

Грех – это есть движение человека от Бога, это разрушение жизненно необходимой связи человека с Богом. Грех разрушает личность человека, приводит к гибели души человека, а затем и его тела. Поэтому, человеку, согрешившему необходимо срочно восстановить разрушенную связь с Богом. Но с чего начать? А начать необходимо с того, что человек должен признать правду о самом себе. Никому не говорить об этом, но для себя определить – хороший я человек или плохой. Относительно чего? – относительно заповедей Божиих. Мы все себя считаем людьми если не хорошими, то и неплохими, потому что по нашему пониманию плохие сидят в тюрьме. А там тоже люди считают себя неплохими, поэтому нанимают адвокатов. Потому что, если бы человек считал себя плохим, то ему не нужен был бы адвокат, он считал бы себя достойным наказания. Но для восстановления связи с Богом человеку необходимо совершенно иное состояние – покаянное. Поэтому, если человек имеет веру в Бога,  то он сам,  добровольно должен принять правду о самом себе, увидеть в себе этот грех, возненавидеть его и желать больше подобного не совершать. Затем этому человеку необходимо придти на исповедь в Церковь. И в таинстве исповеди, про которую говорят, что это баня, омывающая душу, восстанавливается  разрушенная связь с Богом.

Часто приходиться слышать про родовое проклятие. Что это такое и как это связано с нравственной жизнью человека?

К сожалению, все чаще приходиться встречаться с семьями, в которых дети умирают в молодом возрасте 25-35 лет, а то и раньше, спиваются, становятся наркоманами, имеют несчастливую личную жизнь. Некоторые семьи хотят иметь детей, а Господь им не дает или дети рождаются больными. Про такие семьи говорят, что род вырождается. И вот тогда люди вспоминают про так называемое родовое проклятие. В христианстве такое состояние называется греховной наследственностью, о которой мы уже говорили раньше. Это состояние напрямую связано с безнравственной жизнью предков этого рода. Раньше люди это понимали, а сейчас нет.  Когда выдавали девушку замуж, то всегда интересовались про жениха, а какого он рода – благочестивого или нет. Но сейчас и благочестивых людей найти тяжело. И вот такая семья напоминает засыхающее дерево. Есть ли выход, можно ли прекратить вымирание рода? Да, можно. Для этого всем оставшимся в живых членам семьи необходимо начать нравственную жизнь, необходимо начинать с себя, а не искать причин на стороне – кто-то проклял и т.д.  Как это сделать? Для этого необходимо придти в храм и посоветоваться со священником.

Отец Евгений, для чего нужна Церковь?

Мы все хромые, больные преступники нравственного закона. И у нас осталось мало времени, потому что будет смерть и будет суд Божий. У многих осталось мало времени на исправление. Многие, если даже захотят, то уже не смогут исправиться. Остается только надеяться на то, что Бог простит, как мы прощаем своих детей. Прощаем, когда видим в них искреннее раскаяние, искренность желания исправиться. Мы падшие грешники, а Господь ждет от нас хотя бы намерения исправиться, хотя бы какого-нибудь доброго движения к Богу. Если человек полюбит Бога, то ему станет все дорого, что с этим связано. Эту силу дает благодать Божия, которую дает вера, которую человек черпает из Церкви. Поэтому без Церкви спасения нет. Был такой мученик в III веке – Киприан Карфагенский, который сказал: «Кому Церковь не мать, тому Бог не отец». Сын Божий, Господь Иисус Христос пришел на землю, чтобы спасти падшего, но любимого человека. Для этого Он основал Церковь, и сказал, что она будет стоять до скончания веков. Для чего? Для того, чтобы любой человек, который захотел покаяться, мог начать новую жизнь. Через Церковь – только таким образом можно выйти из того ужаса нашей жизни, узнать, что нужно сделать, чтобы спасти себя, своих детей и помочь встать на духовные ноги своим внукам.

 

беседовал Латышев Дмитрий