Наш Храм

Главная Интервью Милосердие и рассудительность

"Милостыня развращает и подающего и берущего и, сверх того, не достигает цели, потому что только усиливает нищенство". Федор Михайлович Достоевский, «Бесы», 1872 год.

 

 

 

В Писании говорится: "Просящему у тебя дай". В учении двенадцати апостолов "Дидахи" сказано: прежде, чем ты подашь милостыню, пусть она вспотеет в твоей руке. То есть прежде чем дать, надо хорошо подумать. О том, как вести себя с нищими, стоящими перед храмом, рассказывает настоятель храма преподобного Максима Исповедника отец Андрей:

Перед храмом преподобного Максима Исповедника стоят люди, находящиеся в тяжелом социальном положении. Особенно перед праздниками, в будние дни перед венчанием или отпеванием. То есть когда в храм идет большой поток народа. Церковь считает, что надо проявлять к нищим милосердие. И самое трудное здесь: понять, как помочь таким людям. К каждому из них я подходил, выяснял какая проблема. Давал необходимую сумму денег для решения проблем. Надо уехать? Надо денег на билет? Возьми сколько надо на билет. Они не понимают, что им хотят помочь. Не пользуются помощью. И продолжают пребывать в таком состоянии, потому что им это нравится. Мы считаем своим долгом помогать, сотрудничаем с социальной службой, направляем к ним этих людей. Они направляют кое-кого к нам. Тех, кто желает избавиться от страсти пьянства, например. Есть определенные положительные результаты. Но зачастую, когда нищим дают деньги люди приходящие в храм, то этим способствуют им в их грехе. Нищие понимают, что здесь можно легко заработать и не надо ничего менять в своей жизни.

У нас есть одна работница в храме: баба Валя. Она человек строгий, громко разговаривает, почти кричит. Я её спрашиваю: "Что ты кричишь?" Она отвечает: "Я всю жизнь проработала в ДОКе. У нас в цехе было шумно и там постоянно приходилось кричать". Легендарная бабушка, в нашем храме трудится с момента его возрождения. Смотрит за порядком в храме, чистит подсвечники. И вот прихожу я как-то в будний день в храм, смотрю, баба Валя плачет. Спрашиваю: "Что случилось?" "Одна наша постоянная нищая спрашивает меня: что ты здесь делаешь?""Вот, тружусь.""Сколько ты зарабатываешь?" Столько то..."Ха! Да я в день 600 рублей зарабатываю, не меньше!" Баба Валя из за этого расстроилась. Я ей говорю: "Баба Валя, ты себе Царство Божие зарабатываешь, а она живет за счет других людей". Ну успокоилась, слава Богу. Обидно, мало того, что живут не по-христиански, так ещё и соблазняют людей, которые честно трудятся. Конечно, не каждый работник в нашем городе может похвастать такими заработками. Поэтому здесь надо реально смотреть на ситуацию. Бывает, что нищие распространяют различные суеверия. И люди, мало знающие о Церкви, верят им, что например, нельзя ходить в храм через ворота. А надо заходить только через калитку. А если у храма нет калитки? Получается в такой храм вообще нельзя ходить? Потом спрашиваю у таких людей: "Где вам это сказали?" "В Церкви!" В праздники на Пасху или Радоницу  в состоянии алкогольного опьянения пристают к прихожанам.

Я стараюсь решать эту проблему: не позволяю в храме заниматься попрошайничеством. Но это сложный процесс. Поэтому я призываю наших горожан: давайте милостыню с рассуждением! С одной стороны, мы должны подавать нищим так, чтобы правая рука не знала что делает левая. Это чтобы человек не гордился тем, что он дает милостыню. А с другой стороны, милостыня должна вспотеть в руке. То есть делать это с рассуждением. И не давать человеку на яд. Пусть ты не будешь добреньким, пусть о тебе скажут нехорошо - это лучше, чем ты своими руками повредишь душу человека. Надо думать не о себе. Не о том, что про тебя скажут, как на тебя посмотрят, обидятся или нет, потому что наша цель не человекоугодие, а Богоугодие.

Нищие относятся к вам, как к объекту своего благосостояния. Есть такая притча. Один человек каждый день проходил мимо нищего и давал ему 20 копеек. Идет утром на работу и подает нищему. Потом этот человек женился и начал давать нищему 10 копеек. Через несколько дней нищий спрашивает: почему ты мне раньше давал 20 копеек, а сейчас даешь только 10? Ты знаешь, я женился. Ты женился, а я должен страдать?

Часто бывает, что стоящие перед храмом нищие оказывают давление на прихожан, практически требуют денег! Ко мне потом подходят прихожане, спрашивают: "Батюшка, почему они себя так ведут? Мы из-за них не хотим в храм ходить". Двоякая ситуация. Таких нуждающихся примерно человек 12. Мы по возможности, стараемся их от храма убрать. Есть прецеденты, когда нищие, которые просили милостыню у храма, сейчас живут нормально. Немного таких, но есть. У нас в храме я могу показать: вот этот человек попрошайничал, а теперь нет. Но бывает, я пытаюсь их усовестить, а люди идут мимо и суют им деньги. Это как раз получается против меня.

Недавно был случай. Стоял один нищий, который меня периодически обманывает. Я ему помогал, давал деньги на восстановление паспорта. Но он снова приходит к храму и опять просит на паспорт. Я ему говорю: "Ты же меня обманул, ты нечестно себя ведешь. Ты обещал что не придешь попрошайничать. Я тебе дал денег сколько ты просил". А во время нашего разговора люди идут и суют ему деньги. Получается, мы откупаемся от своей совести: дали денег и думаем, что мы хорошие. А по сути мы человека оставляем в грехе, не задумавшись.  Не всегда общество виновато перед нищим, бывает нищий сам виноват. И он должен это признать. Когда ко мне обращаются за помощью, я спрашиваю: "Кто виноват?" Оказывается, виноват хоть кто. Начиная с Путина и заканчивая каким-нибудь краснотурьинским предпринимателем, людьми, которых я знаю. Я предлагаю: "Давай, я им позвоню и скажу, что ты здесь стоишь?" Всегда мне говорят: "Не надо!" Спрашиваю: "Ты наверно пил и воровал?" "Ну я воровал, чтобы компенсировать свою зарплату, а пил потому что мне мало платили. Если бы мне платили не 5, а 50 тысяч, то я бы не пил и не воровал". Оправданий всегда много. Человек не осознает, что виноват не кто-то, а виноват он сам.

Часто человек видит нищего и не задумываясь дает ему 5 или 10 рублей. И думает, что помог ему. Он готов расстаться с деньгами ради другого человека. А на самом деле он ему не помогает. Это самообман. Я раньше тоже так думал. Был такой случай в моей жизни. Я только пришел из армии. Это был 1999 год. Я поехал на машине из Екатеринбурга в Нижний Тагил. Мне надо было там забрать кое-какие документы. В то время трасса проходила через Невьянск, объездной тогда не было. И мы с водителем остановились перекусить в одном Невьянском кафе. Ко мне подошли два скромно одетых мальчика, им было примерно 12 и 7 лет. Они попросили денег на хлеб. Мы торопились и я им дал денег, не помню сейчас сколько. Сделали дела в Тагиле, забрали документы. И на обратном пути мы опять остановились в том же самом кафе в Невьянске. И я увидел этих мальчиков. Они сидели на улице и нюхали клей. У них из-за пазухи торчали мешки и я сразу понял что это такое. Я подошел, забрал мешки. Мальчики были уже в состоянии токсического опьянения. Получается, что мои деньги они употребили на клей. Тогда у меня был шок! С помощью моих денег они ещё больше деградировали! Такой урок мне преподнес Господь.

У меня есть опыт работы с нищими. Я два года служил священником в Екатеринбурге, в Храме-на-Крови. И мы кормили нищих в трапезной храма, затем давали им лопаты и выделяли участок для чистки снега. Потом наш завхоз сказал: "Надо это дело прекращать!" "Почему?" - спросил я. "Лопат больше не осталось ". Люди, поевши, брали лопаты и начинали работать. Как только контроль за ними прекращался, они убегали с лопатами. Лопаты по дешевке сдавали на рынке, в торговых точках, в ларьках. Деньги пропивали. На следующий день приходили снова. Батюшки ведь добрые, они должны накормить и дать лопату.

Татьяна Ивановна

Есть профессиональные нищие. У нас в городе их единицы. В Екатеринбурге гораздо больше. Они периодически перемещаются по храмам, по организациям. Они умеют правильно манипулировать сознанием, умеют расположить к себе. Мол, вы мне обязаны помочь. Знают цитаты из Священного Писания, просятся на приходы. У нас в городе есть такая нищая - Татьяна Ивановна, проживающая в Карпинске. Приезжает попрошайничать к нашему храму. Полгорода её знает, как человека, который нанимался мыть полы в подъездах. Я с ней познакомился так. Жил я тогда на Клубной, дом №1. И как то раз, захожу в свой подъезд и вижу: валяются сапоги моей супруги. Мне стало интересно. Захожу домой, спрашиваю что случилось? Супруга говорит: приходила женщина. Мы тогда не знали, как её зовут. И сказала: "Давайте я буду мыть полы в подъезде, это будет вам стоить 20 рублей. Налейте мне водички". Что-то помыла в подъезде, супруга ей дала 20 рублей. "Знаете, у меня ноги мерзнут". Супруга ей дала старые сапоги свои. "А я люблю фрукты. Дайте денег на мандарины". Супруга такой наглости не выдержала и сказала "до свидания!"

Татьяна Ивановна бросила сапоги в подъезде и ушла. Потом она взяла деньги вперед за мытье полов и вообще пропала. Затем я её увидел у храма, разговаривал с ней. Периодически она появляется у храма, когда идет отпевание или венчание. За ней интересно наблюдать. Она успевает обходить всех водителей, подъезжающих к храму и к зданию БРУ. Она стучится к ним, просит мелочь. Для неё это профессия. Она прекрасно понимает, что попрошайничеством она заработает гораздо больше, чем иной человек на работе. Одно время она открывала двери в храме, когда выносят покойника. И мне стали жаловаться некоторые люди, что мол ваша работница, батюшка, мошенница. Я им говорю: "Она не наша работница". "Тогда зачем она здесь стоит?" У меня к ней жесткое отношение. Мы с ней договаривались, что она больше не придет. Но она каждый раз обманывает. Она попрошайничает в Карпинске, Краснотурьинске и, у меня есть информация, что и в Серове.

К чему этот разговор о нищих? Я призываю горожан и прихожан храма: не подавайте, пожалуйста, милостыню стоящим у храма! У нас в храме, на входе, сейчас стоит отдельная кружка для помощи нуждающимся, бездомным, просящим милостыню перед храмом. И мы будем помогать каждому нищему конкретно. Это, как мне кажется, будет более способствовать тому, чтобы они здесь не паразитировали, не мешали людям, приходящим в храм. Не являлись формой легкого шантажа для людей церковных, которые проявляют к ним ненужную мягкость. Возможно таких людей перед храмом станет меньше. Я думаю, мы сможем вытащить их из ямы и воспитать.

 

Беседу записал Латышев Дмитрий.