Наш Храм

Главная Интервью Чувство Бога

7 марта начинается Великий пост. Подготовка к нему началась за три седмицы. Последняя из них, которая в церковном календаре именуется сырной, в народе более известна как Масленица. Она завершается Прощёным воскресеньем, после которого и начинается Великий пост. О милосердии, всепрощении и нравственности рассказывает клирик храма святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова отец Сергий.

Батюшка,  почему вы решили стать священником?

Хотелось послужить Богу, людям. Работа священника является служением, когда человек должен целиком посвятить себя своему долгу. Это созвучно моей душе. Быть кем-то другим мне не хотелось.

Отец Сергий, прихожане храма часто обращаются к Вам за советом, духовной помощью. А нужна ли Вам помощь прихожан, их братская поддержка?

За советом обращаются часто. Многим нужен духовный совет. Я могу посоветовать то, в чем я разбираюсь. А помощь конечно нужна. Священник и прихожане – одно целое. Всё должно быть общее: радости, горе, проблемы.

 


Какие проблемы возникают у Ваших прихожан и как Вы помогаете их решать?

Часто обращаются онкозаболеваемые, на последней стадии болезни. От некоторых этих больных отказались врачи, они находятся дома. Зачастую врачи скрывают от них диагноз, о причине болезни знают только близкие родственники. Но и родственники тоже скрывают диагноз, чтобы не травмировать. Их закалывают обезболивающими. Больные по нескольку дней находятся в забытьи, под действием сильных наркотиков. И получается, что человек уходит из жизни в неведении, можно сказать неподготовленным, с надеждой, что он выздоровеет. Сначала я прошу родственников сказать им правду. И предлагаю больному читать Иисусову молитву. Я не знаю что происходит, но с больными происходят изменения. Те, кто читает Иисусову молитву, отказываются от обезболивающих. То ли им не больно, то ли они прониклись этой молитвой. И больные уходят из жизни в здравом уме, в общении с Богом, исповедуются и причащаются.

А с какими проблемами приходит молодежь?

Сегодня молодежь приходит с серьезными проблемами. Это потому что, будучи молодыми, они совершают тяжкие грехи. И столько их много, словно человек прожил долгую жизнь. Несмотря на свой юный возраст, они уже «побитые жизнью». Избитые, израненные души. У многих уже по нескольку разводов, некоторые сожительствовали, делали аборты, употребляли наркотики и прочее. Приходят, можно сказать, израненные грехами. Жалко их становится. Человек начинает жизнь с таких тяжких грехов.

Что делать, когда ходишь годами на исповедь, но абсолютно не меняешься, грехи все те же, не можешь ничего изменить, преодолеть. Покаяние на словах есть, но не в жизни. Что сделать, чтобы измениться?

Действительно, бывает так: ходишь на исповедь и, как нам кажется, ничего не меняется. Здесь есть два момента. Во-первых, мы не меняемся потому, что мы себя успокаиваем. Говорим себе: жизнь то длинная, начну я новую жизнь с понедельника или в пост. Откладываем на потом. А жизнь ведь и состоит из дней и месяцев. Изменяться надо начинать уже сегодня. Не завтра, а сейчас. Во-вторых, наверно можно оправдать человека. Дело в том, что изменения всё же есть. Но эти изменения можно увидеть со стороны. Человеку только кажется, что всё одно и тоже. В этом милость Божия. Господь скрывает от нас наши добрые дела, чтобы мы не возгордились. У человека растет смирение. Цель жизни не в том чтобы остаться незапятнанным грехами. Одна из целей – прийти к смирению. Понять, что я не могу ничего без Бога, что я слаб. Вспомните Евангельского мытаря: он зашел в храм, он знал свои грехи. Он сказал: «Боже, милостив буди мне грешному», и ушел оправданным. Он осознал, что грешен. Что у него масса грехов, что он немощен без Господа. И этого бывает достаточно.

Отец Сергий, Вы наверняка помните свое первое посещение заключенных. В чем сложность служения в колониях? В чем разница между прихожанами?

Могу передать ощущения свои от первого посещения. Для всех нас колония это место где сидят хищные звери, как в зоопарке. Когда я пришел туда, я понял что там такие же люди. Они попали туда по своим грехам. Сложность лишь в том, что колония – особое место со своим распорядком и правилами. И священник тоже должен соблюдать этот распорядок. Я прихожу и жду, когда придет сопровождающий. Заключенные тоже приходят в определенное время.
Разница между прихожанами большая. В колонии на исповеди мне не нужно доказывать заключенным, что они грешные. Там все понимают своё состояние без «розовых очков», без возвышенных мечтаний. Они понимают что грешные. А в храмах люди приходят и не знают в чем каяться.

 

6 марта - Прощеное воскресенье. Наступающий Великий пост предваряет праздник, который почитается христианами как один из самых искренних праздников в году. Каково значение Прощеного воскресенья в жизни человека?

Церковь напоминает нам, что главное, что от нас требуется – милосердие, великодушие, всепрощение. Без этих добродетелей все наши посты и молитвы не угодны Богу. То, что есть специальный день, когда мы просим прощения друг у друга не означает, что нужно несколько месяцев ждать, чтобы примириться. Просить прощения и примиряться нужно как можно скорее, притом не выяснять кто прав, а кто виноват. В жизни бывают разные непростые ситуации, поэтому одинаковых рекомендаций быть не может, но мы все должны помнить, что заповедь Евангелия любить личных врагов и побеждать зло добром никто не отменял.

Если ни с кем не ссорился, нужно ли просить прощения?

Часто мы не замечаем, как обижаем своих близких, поэтому перед постом попросить прощения у людей, с которыми рядом живешь и трудишься, ничто не мешает. Но нужно помнить, что часто произносимые извинения, не подтверждаемые делом и исправлением, теряют цену. Постарайтесь не только на словах попросить прощения, но и делами проявить свое доброе отношение и исправить отрицательные моменты в своем поведении. Время приближающегося Великого поста как раз самое благоприятное для углубленного самоанализа и работы над собой.

Церковь призывает во время Великого поста к воздержанию не только в отношении какой-то пищи, но и от развлечений. Для чего необходимо это воздержание? Чем могут навредить телевизионные передачи, концерты, фильмы, которые помогают отвлечься и отдохнуть?

Воздержание необходимо для того, чтобы научиться управлять своими чувствами, эмоциями. Чтобы человек жил не только по инстинктам, но и по разуму, по заповедям. Чтоб духовное начало взяло верх над животным. С экрана ТВ на человека идет поток насилия, жестокости, грубости, и всё это остается в подсознании, в глубинах памяти. И всё это формирует человека. Человек является тем, чем он питается духовно и телесно. Если питаться гнилью, порчеными продуктами, то тело будет больным и слабым. То же самое можно сказать о душе. Если её питать фильмами, рекламой, концертами то можно стать безнравственным. Мы сегодня удивляемся: почему люди стали черствыми? Если драка, то разнимать не станут – снимут на сотовые телефоны. Человек лежит на земле – пройдут мимо. Насилие с ТВ воспитывает бесчувственность. Это защитный механизм нашей души. Если одно убийство – болит сердце. Если много убийств и насилий – душа черствеет. Люди становятся черствыми. Если человек после работы посмотрел программу – ладно. А если это постоянно, если человек в этом живет – это страшно.

Какое у вас самое радостное воспоминание жизненное, связанное с церковью, с верой?

Самое радостное воспоминание, как у любого православного человека, это когда обрел веру. Если можно так сказать, нашел Бога. Настолько чувствуешь близость Божию, что это несравнимо ни с чем. Момент духовной радости, когда всё остальное уходит на второй план. Чувство Бога. Я в то время был пономарем и работал в кочегарке при храме в Абакане. Радость что ты трудишься при храме, Господь рядом – от этого на душе очень радостно.

Расскажите, пожалуйста, интересный случай из Вашей практики духовного окормления прихожан.

Был такой случай. Пришла бабушка на исповедь. Одна из тех, кто очень редко ходит в храм. И она не знает в чем покаяться. Говорит: «Не убивала, не воровала, грехов у меня нет». Тогда я ей предложил: « Давайте я перед вами исповедуюсь, а вы, может, поймете, что у вас тоже есть грехи». Я начинаю исповедоваться, а она не верит, что у меня есть грехи. Я говорю: «Осуждал людей, посты нарушал, раздражался иногда…». Она: «Да не может быть! Надо вам исправляться батюшка. Как же вы так? Вы же такой человек! Давайте исправляйтесь. Нельзя так!». И потом я спрашиваю эту бабушку: «Ну а у вас то есть грехи?». «Нет, батюшка, у меня грехов нет!». Так и ушла, не раскаявшись. Тяжело бывает с такими людьми.

Батюшка, в чем смысл человеческой жизни?

Смысл в единственном: как можно ближе стать к Богу, подойти к Богу. Если человек в этой жизни живет с Богом, в его сердце живет Бог, значит и в той жизни он будет с Богом. А если в душе кипят страсти и злоба, то это плохой признак. То к чему человек стремится, то в конце он и получит.

«Я – православный. В Бога верю, но в церковь я не хожу. Мне ведь не нужен посредник между мной и Богом». Такое рассуждение о духовной жизни и вере можно услышать очень часто. Возникает справедливый вопрос – так ли это на самом деле?

Это говорит о грехе неверия. Христианская вера – это не пирог с капустой, который где то там лежит - ну и пускай себе лежит. Вера – это активная позиция человека. Вера – это огонь, который заставляет человека двигаться. Вот говорят: «Я люблю своих детей». А что ты делаешь, чтобы проявить свою любовь? Ты заботишься о них? «Нет, я верю, что они где то нормально живут, я их люблю и всё. Я верю, что у них всё будет хорошо». Смысл такой любви и такой веры?

То же самое и здесь: если я верю и люблю Бога, то я должен эту любовь как то проявить. Она должна оформиться. Человек должен в храм ходить, заповеди соблюдать, ближних любить. Вот это называется вера в Бога! Надо не просто верить, а ещё делать что то. Если человек крещеный и не ходит в храм, то можно сказать, что он не является православным. Православный тот, кто исповедуется, живет духовной жизнью.

беседовал Латышев Дмитрий