Наш Храм

Главная Интервью Хор храма преподобного Максима Исповедника

Хор храма преподобного Максима Исповедника«Пойте Богу нашему пойте, пойте Цареви нашему пойте» (из "Священного Писания")  

Человек, впервые попавший на богослужение в храм, слыша церковные песнопения, не всегда понимая смысла слов в них, вольно или невольно доверяется звучащим мелодиям. Почему это происходит? Что такое церковное пение? Чем оно отличается от обычного пения? Какова его роль в жизни Церкви? На эти и другие вопросы попытались найти ответы в своей беседе прихожанин храма преподобного Максима Исповедника Латышев Дмитрий и регент хора Гинатуллина Лариса Александровна.

Лариса Александровна, Вы являетесь регентом. Регент - это профессия? Как Вы стали регентом?

Регент - это руководитель  церковного хора, «камертон» коллектива.  Я имею академическое музыкальное образование: музыкальная школа, училище, затем консерватория. Но никогда не предполагала, что окажусь в церковном хоре. Семья наша была невоцерковленная. О Боге никто не говорил.

Господь коснулся моего сердца, но путь к храму у каждого свой. Зачастую он связан с Божим промыслом о спасении души мятущейся, ищущей истины. В поисках истины через многие «тернии» я пришла в храм православный – храм святого великомученика и целителя Пантелеимона. Позже храм стал основанием женского монастыря. Предложила мне организовать хор настоятельница монастыря монахиня Наталья. Это было в 1998 году. Предложение было неожиданным, но я дала согласие.  С этого момента началась моя практика, как руководителя хора в храмах. И начался путь постижения всей глубины нашей православной веры.

Петь приходилось на клиросе в разных храмах и с певчими разного уровня: и в женском монастыре (в хоре под руководством В.М. Галенкова) и в храме святого апостола евангелиста Иоанна Богослова и в храме преподобного Максима Исповедника. С 2005 года по благословению настоятеля храма о. Андрея я несу послушание регента.

Регент – это профессия, но также призвание и промысел Божий. От регента требуется очень много профессиональных знаний: умение подобрать репертуар в соответствии с составом хора, выдержать музыкально-стилевое единство и пр.
Кроме профессиональных знаний необходимо и духовное образование. Начальное духовное образование, знания по литургике и богословию я получила, обучаясь в Екатеринбургской православной учительской семинарии. Ну и потом в храмах, батюшки рядом стоят и подсказывают, если что не так…

Расскажите о хоре. Каков состав хора? Петь в хоре может любой желающий?

Хор храма преподобного Максима Исповедника – это небольшой певческий коллектив, который сложился по милости Божией усилиями клирика храма отца Сергия и молитвами настоятеля храма отца Андрея. С приходом этих священнослужителей перед певчими храма была поставлена задача освоить песнопения суточного цикла Богослужения (вечерня, утреня и Литургия).

До 2005 года в хоре успешно пели учащиеся Краснотурьинского музыкального училища. Проблема была в том, что певчие постоянно менялись. Сейчас сформировался постоянный состав: Кондрашкова Н.Л. – преподаватель школы № 19, Злобина И. П. – преподаватель школы № 10, Косых Е.В.– преподаватель ДМШ №1, Жукова А.В.– выпускница Уральского государственного педагогического университета, матушка Юлия (Таранченко). Ещё к нам присоединились певчие из прихожан храма: Якутович О.Н., Баландина С.В. Во время праздничных Богослужений нам помогают Куйвашева Г.М.– бывший директор хореографической школы, Доценко Т.Н. – преподаватель ДМШ №3.

Коллектив небольшой. Раз в неделю собираемся, проводим спевки. Третий год поём этим составом. Если вспомнить историю храма преподобного Максима Исповедника, то раньше был большой хор из взрослых и детей, более 20-ти человек.

Мы понимаем, как велика ответственность, возложенная на певчих хора, ведь от их мастерства и умения зависит многое. Пение в Церкви – форма служения Богу. Молитвы надо петь так, чтобы они душу тронули, оживили её с Божией помощью. Воссоздать во время богослужения атмосферу молитвы, которой так порой не хватает. Слово Божие в церкви звучит из уст священнослужителей и церковного хора. Внимая словам Священного Писания, души наши, как по лествице, возносятся от земли к Небу. От мастерства хора, от его умения донести молитвенное настроение зависит многое.

Нас не оставляет надежда на то, что небольшой певческий коллектив храма будет возрастать по милости Божией, вместе с нашей верой, обретать полноту звучания, вознося Богу молитвы голосами детей, юношей, жен, мужей.

Набор в хор есть всегда. Важно лишь чтобы человек имел музыкальный слух, голос, желание трудиться. С благословения отца Андрея мы готовы помочь всем желающим присоединиться к певцам и чтецам на клиросе. Приходите, с радостью встретим, поможем, обучим.

Одной из особенностей церковного пения является язык. Некоторые люди говорят, что он им непонятен, поэтому они редко бывают на Богослужениях. Почему песнопения и Богослужения ведутся на церковнославянском языке?

Это исторически сложившаяся традиция Церкви. Более тысячи лет прошло со времени Крещения Руси. Воспринятое Русью Православие совершает свои Богослужения на церковнославянском языке, благодаря трудам святых братьев Кирилла и Мефодия.

Церковнославянский язык тонко передает пульс религиозной жизни, как и другие древние языки (древнегреческий, древнегрузинский). Он больше подходит для таинственной беседы души с Богом и считается священным языком Церкви, в нем мы слышим голос отцов, дедов и всех славян.

Наши души «обнищали зело», то есть духовно обеднели. Церковнославянский язык не такой чуждый, как кажется. Когда на нем звучат молитвы, то они не сразу входят в человека. Это зависит от самого человека. Я себя вспоминаю: когда была простой прихожанкой, и мне было что-то непонятно, я спрашивала, искала ответы в книгах. В нашем храме есть богатая библиотека, где каждый желающий познать веру более глубоко, найдет всё необходимое, в том числе литературу о церковнославянском языке. Чтобы что-то понять, надо потрудиться.

Песнопения только поначалу кажутся непонятными, а потом, благодаря Божественной энергии, они доходят до сердца человека. Главное, чтобы он открыл его.

Помните, Моисей при первой встрече с Богом при терновом кусте, который горел и не сгорал, хотел приблизиться к кусту и услышал голос Бога: "Сними обувь твою с ног твоих; ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая". "Пыль" житейских дорог у нас не только на обуви, но даже в речи, в сердцах. Очищая мысли и сердце, мы откроем себя для познания Бога, священного языка Церкви, «ибо чистые сердцем Бога узрят».

О чем хотите сказать в заключение прихожанам храма и тем, кто ещё на пути к храму?

Дорогие братья и сестры! Приходите в храм! Придя, встаньте там, где подскажет вам сердце, и внимайте с молчанием. Не старайтесь понять слова, не напрягайте разум, просто обратитесь с молитвой к Богу. И Божия благодать, свет Христа войдут в ваши сердца вместе с церковными песнопениями и откроются вам глубинные горизонты смысла жизни -  не где то в заоблачных далях, а в любви к ближнему, милосердии, в несении немощей и тягот друг друга.

После Богослужения вы уйдете с думой о Том, Кто есть единственная истинная цель жизни - о Боге. Это Он - Путь и Истина, Радость и Любовь, Свет и Вечная Жизнь!