Наш Храм

Главная История храма Архипастырские благословения в Богословском горном округе. 1887 - 1916 гг.

О приездах в Богословский горный округ управляющих епархией до 1887 года удалось обнаружить лишь упоминание, что здесь «архиереям не приводилось почти и быть».1

Епископ Екатеринбургский и Ирбитский Нафанаил собирался отправиться в путь еще в декабре 1885 года, но поездка не состоялась из- за торжественного открытия Тюменской железной дороги и приезда в связи с этим пермского губернатора. Намерения отправиться весной, летом и осенью не осуществились из-за «крайне трудных» путей сообщения. В Богословский завод (ныне город Карпинск) владыка прибыл в 8 часов вечера 25 января (воскресенье) 1887 года и уже через полчаса начал «при многочисленном собрании народа» всенощную службу в Богословском соборе. На следующий день, 26 января, отслужив литургию с крестным ходом вокруг храма и посетив земское училище, епископ Нафанаил отправился в село Петропавловское (ныне город Североуральск). Здесь владыка служил всенощную, а утром - литургию с крестным ходом, также посетил училище. Потом в доме «местного коммерсанта и золотопромышленника Кузнецова» беседовал с вогулами, прибывшими из разных мест Петропавловского прихода.

Далее, за пределами Богословского горного округа (БГО), владыка посетил села Всеволодо-Благодатское и Никито-Ивдельское (ныне город Ивдель), где проводил время «в обычных занятиях»: служил всенощные и литургии с крестными ходами, посещал училища и квартиры священников и управляющих, беседовал с вогулами. Во Всеволодо- Благодатском к тому же возглавил крестный ход, от храма к золотому прииску, где отслужил водосвятный молебен и освятил новые «машины для откачивания воды и подъема руды». В Никито-Ивделе Нафанаил посетил золотой прииск и описал в дневнике технологию добычи золота вымораживанием. Также владыка, «чтобы иметь понятие о езде на оленях», не преминул отправиться в вогульскую деревню Першино и получил от езды на них «небывалое и неиспытанное удовольствие». Дневник владыки создает у читающего впечатление, что ему всего лет тридцать, хотя на самом деле ему было уже семьдесят. Никито- Ивдельское сельское общество поднесло его преосвященству благодарственный адрес «за посещение и богослужение в их церкви, никогда еще не посещенной ни одним из архиереев».3

31 января (суббота), «в первом часу за полдень» епископ Нафанаил прибыл в Турьинские Рудники (ныне город Краснотурьинск). Первым делом осмотрел училища (горное и 3 земских), причем, в горном училище опрашивал учащихся не только по Закону Божьему, но и «по гражданской истории и географии». Затем владыка осмотрел кладбищенскую церковь на Фроловском руднике, принял участие в званном обеде у купца Шадрина, в доме которого и проживал. В 6 часов начал всенощную в Максимовской церкви, которая «продолжалась по многолюдству подходивших к елеопомазанию почти до 11». На следующий день, 1 февраля, отслужив литургию с крестным ходом вокруг Максимовской церкви, владыка занимался собственным расследованием «неоткрытая доселе церковно-приходского попечительства», посетив мирового судью, станового пристава, бывшего управляющего Богословского медеплавильного завода и трех священников. Дело было в том, что купцом Шадриным на учреждение попечительства было пожертвовано 3 тыс. рублей, а управление БГО препятствовало открытию, боясь вывода из-под его контроля 40 тыс. рублей, собранных жителями на строительство новой церкви на Фроловском руднике. В 16 часов, отобедав у Шадрина, его преосвященство отправился для осмотра приходов по реке Сосьве и, миновав деревню Филькину, покинул пределы БГО.4

В 1901 году БГО посетил епископ Екатеринбургский и Ирбитский Ириней. Полюбовавшись по пути видом на Сухогорский и Казанский Камни, в 9 часов вечера 11 июня владыка подъехал к часовне на въезде в Богословск. Здесь с хлебом-солью его встречали представители заводского населения. Затем проследовал в Богословский собор, осмотрев его и приветствовав собравшийся народ («благодать вам и мир да умножится»), отправился на приготовленную ему квартиру в доме главноуправляющего БГО Ф.Ф. Эйхе. Утром владыка отслужил литургию и «молебствие по случаю благополучнаго разрешения от бремени Ея Величества Государыни Императрицы дочерью, Великою княжною Анастасиею». После чего в храме были собраны учащиеся богословских школ (130 девочек и 180 мальчиков), оказавшиеся «плохо читающими по-славянски и не твердо усвоившими катихизис». Это дало владыке повод высказаться «о необходимости заводскому населению всемерно заботиться о воспитании детей в духе христианской веры, так как заводская молодежь оказывается по преимуществу распущенною и своевольною». При выходе из храма высказал сожаление, что размеры храма не соответствуют численности населения и «убеждал народ позаботиться о его расширении». Затем преосвященный, посетив дома настоятеля и священника собора, отправился на квартиру, где беседовал о быте вогулов со священником походной церкви П. Маминым и учительницей миссионерской школы в деревне Лаче.5

В 8 часов 13 июня владыка по Богословско-Сосьвинской железной дороге отправился в Турьинские Рудники, а в 9 часов уже служил литургию в храме «во имя препод. Максима, соименнаго основателю селения», во время которой «возложил на местнаго священника Василия Словцева набедренник при соответствующем назидании». Затем владыка посетил дом священника Павлинова и «местный Горный Музей, где ему были показаны разновидныя породы руд медных и железных, каменный уголь, золото самородное и вкрапленное в кварц, разныя окаменелости и пр.».6 В Книге посетителей Федоровского геологического музея сохранилась запись, оставленная его преосвященством. Почерк Иринея неразборчив, но угадывается что-то вроде «среди каменья дается живот».7

В 16-30 владыка прибыл в Надеждинский Завод (ныне город Серов). Несмотря на рабочее время, встретить его собралось «множество народа». Владыка предостерегал прихожан от влияния неблагонадежного «пришлаго элемента», «этих волков в овечьей шкуре», сеющего убеждения несогласные с учением Православной церкви. Осмотрев заводской храм («при необширных размерах, прекрасен по своей архитектуре»), по железной дороге епископ Ириней отправился на пристань «Филькино».8

Отсюда владыка в сопровождении главноуправляющего БГО Ф.Ф. Эйхе отправился на пароходе «Сотрудник» в Сосьвинский Завод (ныне поселок Сосьва), принадлежавший БГО, куда прибыл в 9 часов утра 14 июня. Отслужив литургию во временном храме-бараке, беседовал со школьниками и прихожанами. Затем на пароходе «Петр» епископ Ириней отправился в обратный путь по Сосьве до села Романовского, оттуда «по только что проложенной через лес грунтовой дороге» в Верхотурье.9

В сентябре 1905 года БГО посетил епископ Верхотурский и Ирбитский Владимир. 13 - 14 сентября служил всенощное бдение и божественную литургию в Богословском соборе, 14 - 15 сентября - всенощное бдение и божественную литургию в Максимовской церкви Турьинских Рудников, 15 сентября - заложил новый каменный храм в честь Преображения Господня в Надеждинске.10

В сентябре 1908 года епископ Владимир снова посетил БГО. 16 сентября владыка прибыл экстренным поездом из Турьинских Рудников на станцию Вагран, далее - от вокзала на лошадях до села Петропавловского (7 верст), куда и прибыл в 6 вечера. Отслужив вечерню, епископ беседовал с прихожанами. «Но горька была речь владыки для предстоящих: в ней обличал он властным и грозным словом невнимание прихожан к своему прекрасному храму и к общественному богослужению, их безпробудное пьянство, их нравственную приисковую распущенность». Переночевав у местного священника А. Гаряева, в 7 часов утра 17 сентября владыка выехал во Всеволодо-Благодатское и Никито-Ивдельское села. На следующий день в 3 часа дня он уже вернулся в Петропавловское и, пробыв до 10 часов вечера в доме священника, экстренным поездом отбыл в Надеждинский Завод.11 Подробности посещения Богословска, Турьинских Рудников и Надеждинска нам остались неизвестными.

С 15 мая 1912 года епископу Екатеринбургскому и Ирбитскому Митрофану был разрешен двухмесячный отпуск для лечения в Кисловодске, а управлять епархией на время его отсутствия был поставлен бывший епископ Якутский и Вилюйский Макарий. Утром 13 июня поездом № 3 Богословской железной дороги владыка прибыл в Надеждинский Завод. После краткой беседы с встречавшими - протоиереем В. Словцовым, директором завода Е.А. Таубе, старостой Преображенской церкви И.В. Поносовым и др. - преосвященный отправился в строящийся Преображенский храм, где «при громадном стечении народа» отслужил молебен, посетил квартиру настоятеля Африкана Богомолова. Затем «посетил и подробно осмотрел заводское производство». Позавтракав в заводоуправлении, владыка убыл в Турьинские Рудники.13

Епископ Макарий осмотрел новый Михайло-Архангельский храм на Фроловском руднике, «совершил здесь молебное пение», посетил квартиру настоятеля Александра Архангельского. Затем проследовал на квартиру настоятеля Максимовской церкви Никанора Удинцева. Вечером в Максимовской церкви «было отправлено торжественное служение всенощного бдения». «Несмотря на громадное стечение народа», владыка сам помазал всех елеем. Посетив квартиру священника Иоанна Сусанина, епископ отбыл на ночлег в квартиру Удинцева.14

На следующий день, 14 июня, епископ Макарий отбыл в Богословск. Служил литургию в Богословском соборе, посетил квартиру протоиерея В. Словцова и нанес визит главноуправляющему БГО Б.Н. Савицкому. В 16 часов поездом Богословско-Сосьвинской железной дороги епископ убыл в Надеждинск, откуда поездом Богословской железной дороги в 20-30 отбыл в Верхотурье.15

12 сентября 1915 года в 10 часов вечера в Надеждинский завод, прибыл епископ Екатеринбургский и Ирбитский Серафим. На вокзале его встречали администрация БГО и местные священники. Сразу же, перейдя в вагон Богословско-Сосьвинской узкоколейной железной дороги, владыка, в сопровождении главноуправляющего БГО С.С. Постникова, убыл в Богословск. Утром следующего дня, 13 сентября, служил литургию в Богословском соборе и «говорил речь народу», в ходе которой «с грустью остановил свое внимание на том пороке, который стал развиваться в приходе за последнее время... употреблении пьяной браги». Затем владыка посетил квартиры настоятеля, священников, старосты, помощника управляющего заводом, окружного инженера и доктора И.И. Белавина.16

В 17 часов епископ отбыл в Турьинские Рудники, служил всенощное бдение в Максимовской церкви. Утром следующего дня владыка служил литургию в Михайло-Архангельской церкви на Фроловском руднике и также поучал слушателей: «Теперь не время пьянствовать. Идет кровавая война...». Затем «сделал несколько необходимых визитов» и выехал в Надеждинский завод.17

Осмотрев грандиозное строительство нового храма, которое «никак кончить не могут», отслужив краткий молебен, епископ обратился к собравшемуся на площади народу с наставлением и «высказал пожелание, чтобы сейчас же, не откладывая дела в долгий ящик, построить два деревянных молитвенных дома в разных концах селения». Епископ Серафим посетил квартиры священников и «местного ктитора И.В. Поносова», и прибыл на ночлег в квартиру директора завода барона Е.А. Таубе. Утром 15 сентября преосвященный освятил здание новой мастерской завода и «собственноручно зажег огонь в новопостроенных печах». «После обычных многолетий, его преосвященство, разоблачившись, возгласил здравицу за Государя

Императора, покрытую громким ура рабочих!» Вагон владыки был подан прямо к мастерской и отсюда он убыл в Екатеринбург.

Утром 10 мая 1916 года епископ Екатеринбургский и Ирбитский Серафим снова посетил Надеждинский Завод. Отслужив литургию в недостроенном храме, обратился к собравшемуся народу: «Мы просили вас позаботиться о достройке церкви, просили устроить молитвенные дома... Что же сделали вы? Кажется, ничего. Жаль! Но что делать, подождем еще. А вы позаботьтесь...» Посетив настоятеля, владыка ездил осматривать кладбищенскую часовню, планировавшуюся переустроить в молитвенный дом, и место предполагаемого строительства молитвенного дома на другом конце селения. Затем, посетив барона Таубе, преосвященный отбыл в Богословск.19

В Богословске первым делом епископ посетил кладбищенскую Казанскую церковь. «Посещение его было неожиданным. Церковь была не отворена. Прибежавший откуда-то сторож неумело подошел под благословение, открыл храм и полез на колокольню звонить». Затем владыка освятил новую больницу, предназначенную для военнопленных, отслужил всенощную в Богословском соборе.

Утром 11 мая епископ, отслужив литургию в Максимовской церкви Турьинских Рудников, обратился к народу с речью о нестроениях в приходе, об осквернении святыни (убийстве в церкви сторожей), о замене приходских священников, о «бражке, которая затемнивает свет Божий», об образовании детей. Посетив квартиры причта, Пантелеимоновскую церковь-школу, учебную мастерскую и детский приют, к вечеру отбыл в Надеждинск, «поспешая к отходу поезда».21

 

Гунгер Юрий Владимирович - старший научный сотрудник Краснотурьинского краеведческого музея.

фото предоставлено Гунгер Ю.В.

 


 

1 Дневник, веденный его преосвященством, преосвященнейшим Нафанаилом, епископом Екатеринбургским и Ирбитским, во время обозрения церквей Верхотурского уезда, от 23 января и по 10 февраля 1887 года // Екатеринбургские епархиальные ведомости. Екатеринбург, 1887. №10. С.229.

2 Там же. №11. С.251-253.

3 Там же. №11. С.254-258.

4 Там же. №12. С.275-277.

5 Из путешествия его преосвященства по епархии // Екатеринбургские епархиальные ведомости. Екатеринбург, 1901. №19. С.851-853.

6 Там же. С.853-854.

7 Книга посетителей ФГМ

8 Из путешествия его преосвященства по епархии // Екатеринбургские епархиальные ведомости. Екатеринбург, 1901. №20. С.861-862.

9 Там же. С.862-867.

10 Из епархиальной жизни // Екатеринбургские епархиальные ведомости. Екатеринбург, 1905. №19. С.658.

Гаряев А. Поездка его преосвященства, преосвященнейшего Владимира, епископа Екатеринбургского и Ирбитского, на север епархии в 1908 году // Екатеринбургские епархиальные ведомости. Екатеринбург, 1905. №31. С.466-468.

11 Екатеринбургские епархиальные ведомости. Екатеринбург, 1912. №20. С.225.

Путешествие его преосвященства, преосвященнейшего епископа Макария по обозрению церквей Екатеринбургской епархии // Екатеринбургские епархиальные ведомости. Екатеринбург, 1912. №27. С.631- 632.

12 Там же. С.632.

13 Там же. С.632-633.

Поездка его преосвященства по обозрению церквей епархии // Екатеринбургские епархиальные ведомости. Екатеринбург, 1915. №39. С.677-678.

17 Там же. С.678-679.

18 Поездка его преосвященства по обозрению церквей епархии // Екатеринбургские епархиальные ведомости. Екатеринбург, 1915. №40. С.691-694.

Поездка его преосвященства по обозрению церквей епархии // Екатеринбургские епархиальные ведомости. Екатеринбург, 1916. №37. С.304-306.

19 Там же. №37. С.306-307.

20 Поездка его преосвященства по обозрению церквей епархии // Екатеринбургские епархиальные ведомости. Екатеринбург, 1916. N938. С.311-313.