Наш Храм

Главная

14 октября 2012 года, в Краснотурьинске, в помещении Церковно-Приходской школы храма преподобного Максима Исповедника, под Покровом Пресвятой Богородицы и Романа Сладкопевца прошла встреча за круглым столом певческих коллективов из нескольких городов Северного благочиния: Серова, Карпинска, Краснотурьинска и Волчанска. В программу семинара входили теоретические и практические занятия клиросного пения.  Однако не менее важным оказалось свободное творческое общение, обмен опытом людей, не просто занятых общим делом, но несущих особое служение в Церкви.

С вступительным словом выступил настоятель храма Максима Исповедника иерей Андрей Лимонов. О житии священномученика Вячеслава Невьянского рассказала матушка Фотиния (Никольский храм г.Волчанск). С докладом «Значение церковного пения и место его в богослужении» выступила Назарова Анна (Краснотурьинск). О богослужебных жанрах рассказала Орлова Светлана (Краснотурьинск). Регент хора храма Максима Исповедника Гинатуллина Лариса выступила с докладом «Гласовая система. Практикум».

Церковное пение в древней Руси было священным и всегда сравнивалось с ангельской хвалой, которая звучит на небесах. Певец должен был стараться и самой жизнью уподобляться ангелам – беречь чистоту души, хранить себя от дурных помыслов. В древности певцы даже принимали малое пострижение, и быть церковным певцом значило встать на первую священную ступень. Правила поведения в храме и в жизни были очень строгими, ведь голос сразу выдавал состояние души, обличал совершенные прегрешения. Поэтому певческие школы и лучшие хоры были в монашеских обителях, где сама жизнь с ее служением Богу, постоянная соборная и келейная молитва помогали петь Божию славу.

Главной задачей для певца было произносить священные слова песнопений с благоговейной молитвой, чтобы и священнослужители и прихожане проникались Божественной хвалой. Певчие заботились не о красоте собственного голоса, не о том, чтобы выразить состояние своей души, а старались донести святые слова до сердец молящихся, помочь в молитвенном делании.

Церковное пение никогда не было просто музыкой, оно взаимодействовало с Богослужением, помогало воспринять священнодействия более ярко, не только умом, но и сердцем. Пение гармонировало со всем устроением храма, вместе с иконами и убранством составляя единую хвалу Господу, повествуя в звуках, красках, священных предметах о Его величии и красоте Божиих творений.

Пение в церковном хоре помогало очистить сердца, приводило к покаянию, вводило в церковные таинства. Участие в длительных богослужениях приучало певчих к терпению и молитвенному вниманию. Сложнейшие догматы, нравственные поучения незаметно усваивались через пение и, по слову св. Афанасия Великого, «настраивали душу, так что она становилась способной к возвышенным мыслям».

В церковном хоре певчие учились не только петь, но и жить вместе, общиной. Совместная молитва, воспевание славы Божией «единеми усты и единем сердцем» помогали любить друг друга, смиряться и заботиться о других. В хоре не было солистов, демонстрирующих свои таланты, но все вместе в пении исповедовали общую веру, общие нравственные законы, стремились достичь согласия и гармонии. Очень долго хоры не разделялись на отдельные хоровые партии, пели в унисон, одноголосно, как символ единодушия и молитвенного единения всех певцов.

Для пения наилучшим свойством считалась полезность для души, а не красивость, эмоциональность, яркость и эффектность. Еще с древности знали, что пение и слушание напевов может побуждать душу к горнему миру, а может услаждать и даже развращать. Поэтому к выбору напевов относились очень строго: на Соборах обсуждали и тексты, и напевы, и манеру пения; святые отцы церкви (святители Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Василий Великий и многие другие) писали статьи и произносили поучения о богослужебном пении.

Пение должно было быть назидательным, утешительным, благодатным и чинным. В нем содержалось поучение и назидание душе, оно утешало скорбящие и уставшие от суеты сердца, осеняло молящихся благодатной силой, и вводило в мир порядка и благолепия.

Цель семинара - освоение гласовой системы. В нем принимало участие 17 человек. Ближе к празднику Рождества Христова пройдет второй семинар по церковному пению.