Наш Храм

Главная

15 октября – день памяти священномученика Киприана и мученицы Иустины.

Третий век нашей эры, провинция Древнего Рима - Антиохия Финикийская (Сирия). Вблизи этого города живёт самый настоящий наместник дьявола на земле. Величайший колдун всех времён и народов, главный языческий жрец - Киприан. Да-да, тот о котором сказано - святой мученик. Но перед тем как стать святым - у него было весьма тёмное прошлое. 

Родители его - ярые идолопоклонники еще в детстве посвятили его богу Апполону, а с 7 лет он был отдан чародеям для научения колдовству и бесовской мудрости. И понеслось - взрослея, он будто проходил всё новые ступени своего посвящения дьяволу, на горе Олимп он принял жреческое служение, познал тайны колдовства и вызывания духов, постиг различные бесовские превращения, научился изменять свойства воздуха, наводить ветры, гром и молнии, возмущать шторм на море, наводить моровые язвы на города и засуху на посевы. Там же он видел полчища бесов во главе со своими князьями, и они принимали его за своего - ибо делали одно дело - губили людей. 

Он побывал во всех колдовских капищах того времени и везде становился первым: Олимп, Аргос, Таврополь, Мемфис, а в древней Спарте научился поднимать мертвецов из могил и заставлял их говорить! Собственноручно совершал сотни жертвоприношений - губя невинных юношей и девушек, принося их в жертву своему хозяину - дьяволу, с особым усердием совершал всякое злодеяние, направленное на погубление душ человеческих, чем и заслужил особое внимание самого сатаны.


К 30-ти годам он стал самым могучим чародеем и душегубцем из всех живущих на земле. Об этом ему сказал сам дьявол, удостоивший его личным явлением. Сам падший архангел, бывший Деница - явился ему в окружении тысяч демонов в образе сверкающего золотом цветка и хвалил Киприана, называя его достойным быть князем бесовским и дал ему в услужении целый полк бесов. 

Труднее падения и не придумаешь - человек погрязший во зле настолько, что сам дьявол подчиняет ему рядовых бесов. Практически - сам стал бесом. Но у Бога были другие планы на этого человека, Он показал, что даже и при таком падении возможно вырвать душу человеческую из когтей ада, ибо нет греха, могущего победить Его человеколюбие. 

И могучий человек-демон никогда бы не подумал, что победит его хрупкая девушка-христианка, и через нее же придёт к нему спасение. 

Молодая красавица Иустина жила в той же Антиохии, и была дочерью языческого жреца. Нравом отличалась кротким и добрым, поэтому, когда впервые она услышала проповедь о Христе - сердце её сразу приняло это учение. Со всей любовью "обработав" своих родителей, она и их склонила к принятию христианства - даже отца-жреца! И они всей семьёй покрестились. После этого Иустина решила не выходить замуж, а посвятить себя Христу. 

Но её красота не давала покоя многим буйным головушкам. Один богатый, распущенный юноша именем Аглаид (мажор - по современному) воспылал страстью к Иустине и всячески пытался ее совратить. Поджидая ее на улице, уговорами и подарками старался склонить ее к сожительству, но неизменно получал отказ. 
Отчаявшись договорится по-хорошему, он решил подвергнуть её насилию - с компанией друзей напал на Иустину и потащил в свой дом, но крики девушки привлекли народ и молодцам надавали тумаков. 

И тогда Аглаид, мучимый страстью, решился на последний шаг. Трясясь от страха, он пошёл в жилище страшного Киприана - просить его навести чары на Иустину. Аглаид обещал колдуну много золота, на что Киприан смеялся - такой ничтожной казалась ему просьба, в ответ пообещал парню, что Иустина, сгорая от страсти, сама прибежит в его дом. И дал ему колдовского зелья - чтоб Аглаид окропил им жилище девушки. 

Призвав злого духа, бывшего у него в подчинении, Киприан поставил ему задачу - совратить девушку. Бес даже разочаровался - говорил: "Мне ли, производящему войны между народами поручаешь совратить какую-то девицу!" 

В ту же ночь демон начал искушать Иустину. Девушка по обычаю своему молилась по ночам и в эту ночь вдруг почувствовала, как закипела её кровь, с ужасом ощутила, что её непреодолимо тянет к Аглаиду и стрелы блудной страсти впиваются в сердце. Но благорузумная девица поняла, что это действие дьявольское и начала борьбу. Неимоверным усилием воли преодолевая немощь человеческой плоти, усердно молилась: "Со­хра­ни же ов­цу Твою, доб­рый Пас­тырь, не пре­дай на съе­де­ние зве­рю, ищу­ще­му по­гло­тить ме­ня; да­руй мне по­бе­ду на злое во­жде­ле­ние мо­ей пло­ти." 

Так промучившись всю ночь Иустина вышла победительницей в этой схватке с демоном. Под утро он отступил, и страсть оставила девушку. А бес посрамлённый вернулся к Киприану, всячески оправдывая своё поражение. 

Удивлённый колдун призвал более сильного демона и поручил ему то же самое. И снова была ночь неимоверной борьбы, в которой Иустина с Божией помощью попрала все законы человеческого естества. Победила и этого духа злобы. 

Тогда разгневанный Киприан, искренне не понимая в чём дело, призвал уже равного себе - одного из князей бесовских. Князь успокоил его, сказав что-то вроде: "Смотри как работают профессионалы". 

Он явился Иустине при свете дня в образе благочестивой женщины, ищущей путей спасения во Христе. Хитрость, возведённая в искусство. Ведя увлекательную беседу, бес стал выпытывать у девушки - почему же она выбрала именно девство, посвящённое Христу, ведь жизнь семейная с продолжением рода - тоже благословлена Богом!? Иустина пыталась объяснить, но бес стал расписывать ей достоинства именно семейной жизни, увещевая оставить свой непосильный подвиг. На что Иустина, уже закалённая в борьбе с духами злобы, безошибочно определила, что перед ней сидит бес. Она, не продолжая беседы - перекрестилась и начала молится, от чего женщина-собеседница вдруг исчезла. 

Гнев Киприана был неудержим - он не мог понять, как даже князь бесовский не смог справится с простейшим вроде заданием! "Как так, вы же владыки мира!?" - вопрошал он князя. На что бес был вынужден признаться, что существует некоторое знамение, которого они боятся - и это знамение присутствует на той девице. И заодно утешая колдуна - пообещал, что имя его останется не посрамлённым, чтобы исполнить заказ - он сам превратится в Иустину и войдёт в дом Аглаида. 

Князь-демон в образе Иустины вошел в дом парня, и тот обрадовавшись громко крикнул: "Иустина!" И тут случилось неожиданное - имя девушки подействовало на беса так же, как и то самое знамение, он его не выдержал и исчез - прямо в руках изумлённого парня. 

Аглаид в полном шоке прибежал к Киприану. И тот в гневе - превратил его в птицу со словами: Лети к ней в дом и делай там с ней что хочешь!" (В житие описывается такая подробность, что это превращение было не настоящее, а только вид - Аглаида нёс по воздуху демон, а людям виделась птица - видно умеют бесы создавать такой оптический обман). 

Но на подлёте к дому Иустины - опять случилось неожиданное и подействовало на беса аналогично, как и на князя - не выдержав присутствия святой, демон исчез и Аглаид вдруг потеряв свой образ птицы с криком полетел вниз. Повис на крыше дома и умолял прохожих ему помочь. 

После этого Киприан взялся за это дело лично. Зацепила его эта девица Иустина. 

Оборачиваясь то зверями, то разными людьми колдун неизменно терял силу своего колдовства подходя к дому святой, и каждый раз возвращался в недоумении и гневе. 

Но он нашел выход - колдовством напустил на Антиохию болезни, скот и люди покрылись гнойниками, город оказался в карантине моровой язвы. Слегла даже Иустина. А по городу прошел слух, что это великий колдун Киприан наказывает город за упрямство Иустины - и старейшины города с большой делегацией явились к дому девушки с гневным требованием уступить свою честь ради спасения жителей Антиохии. На что Иустина ответила отказом! Но пообещала, что болезни скоро прекратятся. И молясь усердно она действительно вымолила спасение целому городу - моровая язва отступила, вопреки воле Киприана. 

Великий колдун был повержен. Он уже не смел появляться в городе, потому что стал объектом насмешек. Он сидел в своем логове и всё никак не мог понять - как его победила юная девица и что за странное крестное знамение было над ней!? 

Все свои претензии он с гневом высказал князю бесовскому - не стесняясь в выражениях: "Ныне я узнал твою немощь. Ибо ес­ли ты бо­ишь­ся да­же те­ни кре­ста и тре­пе­щешь Име­ни Хри­сто­ва, то что ты бу­дешь де­лать, ко­гда Сам Хри­стос при­дет на те­бя? Ес­ли ты не мо­жешь по­бе­дить осе­ня­ю­щих се­бя кре­стом, то ко­го ты ис­торг­нешь из рук Хри­сто­вых? Ныне я ура­зу­мел, ка­кое ты ни­что­же­ство; ты не в си­лах да­же ото­мстить! Отой­ди, отой­ди от ме­ня, без­за­кон­ник, враг ис­ти­ны, про­тив­ник и нена­вист­ник вся­ко­го добра!" 

После этого демон понял, что Киприана они потеряли. А значит - он подлежит ликвидации. Напав на колдуна бес стал его нещадно терзать и швырять об стены. 

И вот лежит окровавленный колдун посреди своего логова окружённый уже не слугами-бесами, а врагами рода человеческого во главе с князем бесовским, который готов нанести смертельный удар. И понимает колдун что никто уже не спасёт его от рук духов тьмы. И в момент, когда демон бросился на него - Киприан в отчаянии поднял руку для крестного знамения и произнёс: "Боже Иустины, спаси меня!" - и бес как стрела отскочил от него. 

И тут Киприан всё понял. Поднявшись с пола, он стал всё громче призывать имя Христово и осенять себя крестным знамением, а вокруг него с рёвом вращалась карусель из сотен духов злобы - рвущихся к нему, но не могущих приблизится - отгоняемых силой креста. (В экранизации это наверно был бы самый страшный момент). 
Старший демон издалека изрыгал проклятия Киприану, а потом исчез со словами: "Не избавит тебя Христос от рук моих". 

После этого Киприан собрал все свои чародейские книги и принёс их к христианской церкви. Позвал народ, епископа и у всех на глазах сжёг все книги, на коленях прося народ простить его, а епископа - покрестить, ибо великий колдун признал себя христианином! 

Епископ поражённый такой переменой злодея, удивляясь промыслу Божьему - крестил его и оставил при церкви. 
Так же усердно, как когда-то колдовские науки, Киприан постигал законы христианской жизни. Через год он был уже священником. А после смерти епископа - стал его преемником. 

Не всякий город может сказать, что их епископ - бывший величайший маг! А Киприан, всей душой предался Христу, возрастал в подвигах, привлекал народ своей любовью к пастве. Зная его прошлое - многие язычники сделались христианами, капища пришли в запустения - практически благодаря Киприану почти вся Антиохия стала христианской. 

Была у него встреча и с Иустинией. Подробностей нет, но кажется мне что это была очень трогательная встреча. Два необыкновенных человека которые просто победили все силы ада. Иустиния сначала была диакониссой при епископе Киприане а потом игуменьей в женском монастыре. 

Языческие жрецы, оставшись без работы и жертвоприношений нажаловались на Киприана властям. А в связи с открывшимся гонением на христиан Киприана и Иустину схватили и предали пыткам, которые святые с честью выдержали и не отреклись от Того, Кто так ярко просиял в их жизни. 

Властители удивлялись Киприану - как он мог променять могущество верховного жреца на жестокие муки за Христа!? Но уж кому-кому, а именно Киприану больше всех было известно - что значит имя Христово. 

Осуждённые на усекновение мечом - они с улыбкой приняли смерть и обрели вечную славу святых мучеников. Видя их подвиг - парень из толпы зрителей именем Феоктист, выбежал к палачам и тоже объявил себя христианином - за что был также казнён. 

Эта история конечно многим покажется легендой. И право всякого - верить настолько насколько он на то способен. 

Но и сейчас в далёком итальянском Милане, в одном из храмов, в раке покоятся мощи святых Киприана и Иустины. А русские люди до сих пор обращаются им в молитве о заступничестве от тёмных сил. 

Величайший маг-злодей, антисвятой - ставший великим святым, и хрупкая девушка-христианка, победившая самого дьявола. 

Память святых празднуется 15 октября, сегодня.

Мощи их были увезены христианами в Рим для погребения, – говорится в их "Житии" Святителя Димитрия Ростовского. «Мощи святых Киприана и Иустины находятся в Риме в крещальне (баптистерии) Иоанна Предтечи, примыкающей к Латеранскому собору. Крещальня была основана императором Константином», в одном из ее приделов «в белой мраморной гробнице» почивают мощи этих святых, – так говорится в русском дореволюционном (1912) путеводителе по святыням Рима. В наши дни об этих мощах были распространены иные сведения: «Сначала мощи святых хранились в Риме, затем их перевезли в Антиохию, а позже, в 1268 г., – на остров Кипр, в деревню Менико», откуда они в августе 2005 г. были привезены делегацией Кипрской Православной Церкви на несколько дней в Россию. Возможно, речь идет о частях разделенных мощей.

Поздравляем всех с воскресным днём и памятью святых Киприана и Устины!