Наш Храм

Главная Максимовская церковь – годы взлётов и падений Презентация проекта

 

Одной из трагедий современной русской нации является все большее и большее забвение памяти предков - это приводит к потере духовной связи между поколениями.

Мы ученики 9 класса – Настя Хлызова и Влад Якутович решили изучить историю храма Преподобного Максима Исповедника. В течение 5 лет буквально по крупицам мы старались собирать материал. Наша работа, конечно, не может претендовать на какие-либо глобальные исторические открытия и возможно многие скажут, что тема уже раскрыта на страницах местных СМИ, но в первую очередь мы хотели понять мир наших предков и провести собственное исследование; изучить не многочисленные фотографии и документы; найти современников тех событий и взять у них интервью.

 

 

Цель нашей исследовательской работы заключается в изучение  истории Максимовской церкви со дня основания до разрушения и вновь возрождения.

 

Для достижения цели мы определили  следующие задачи:

  • подобрать и изучить литературу
  • познакомиться с  материалами  краеведческого музея
  • постараться найти жителей города, которые являлись участниками событий того времени и взять у них интервью.

Первым шагом нашего исследования был подбор литературы.

Изучив многочисленные печатные источники, мы обратились к музейным. Старший научный сотрудник Сарафанова представила нам справку о Максимовской церкви, и именно эта справка стала отправной точкой в написании нашей работы. Соединив информацию из документов, газет и ведомостей, мы представили себе картину, которая была в самом начале существования нашего храма.

 

 

История храма начинается с истории открытия Суходойского рудника Максимом Михайловичем Походяшиным при содействии вогул. Местное предание об открытии рудников Походяшиным говорит так: «Приятель вогул приносит несколько кусков медных самородков и обещает указать Походяшину место, где находится это месторождение, но требует с Походяшина 10 рублей. Походяшин не имея в кармане ни гроша, решился заложить единственную ценную вещь в доме – кумачный сарафан жены. Много слез пролила супруга отстаивая свое добро, но сарафан все же был заложен, деньги отданы вогулу, а Походяшин действительно нашел месторождение богатой медной руды». Именно так опоэтизировала народная память открытие Турьинских Рудников в 1767 году, а вот храм был возведён в 1782 году. История строительства подробно описана в работе, поэтому сейчас при дефиците времени мы более подробно расскажем о роли духовенства.

 

 

Просвещение в России изначально было связано с церковью.

Степан Петрович Попов, в 1855 году был назначен настоятелем Максимовской церкви в селение Турьинские рудники. Помимо служения в церкви, отец Стефан учительствовал в Турьинской горной школе, был наставником детского приюта. Домашняя школа для девочек, организованная Стефаном Поповым и его женой, положила начало женскому школьному образованию.

Таким образом, отдавая народную школу в распоряжение церкви, государство прежде всего заботилось о нравственном воспитании., И очень что большую роль в просветительской деятельности северного округа играло именно  духовенство!

 

 

Но после свершения октябрьского переворота в 1917 г. изменилось отношение власти к церкви. Начинается эра атеизма, гонения священнослужителей и закрытие храмов становится нормой. Не стала исключением и наша церковь.

Мы нашли документ за 1929 год, который подтверждает начало церковных гонений.

Изучая документы, мы удивились, насколько не угодна советской власти была Церковь и все, что связано с ней. Невольно возникает вопрос: «Каким образом Церковь мешала Государству?» Из истории мы знаем, что Россия до советского периода процветала, и была одной из передовых Государств. Благодаря чему? Благодаря тому, что народ был нравственным и высоко духовным. Церковь была надежным оплотом для нашего народа, она его объединяла единой верой, а не разобщала.

 

 

В 1936 году вышло постановление Президиума ВЦИК о закрытии храма. Колокола сняли и взорвали на пустыре за городом, храм обезглавили. Прихожане безуспешно пытались защитить церковь. Суров и мрачен был вид этого массивного строения со стенами и снесенными куполами. Так разрушили огромное богатство, созданное народом в течение многих лет.

 

 

Если разделить нашу работу на этапы, то вторым шагом можно назвать работу в историческом музее храма и интервью очевидцев.

Результатом плодотворной, совместной деятельности учащихся воскресной школы с научным сотрудником Тишкиной Л. Г., стало возникновение идеи создания в нашем храме исторического музея. 10 апреля 2010 года состоялось его открытие.

В экспозиции музея представлены документы, публикации о судьбах народа, их письма и личные вещи. Бесценной экспозицию делают оригиналы документов.

Одна из прихожанок храма рассказала нам о том, что до разрушения церкви была почитаемая икона Божьей Матери «Знамение». Об этой иконе мы ничего не знали. Она нашлась очень неожиданно.

 

 

В один из дней отец Дмитрий принес нам старый листок. Развернув его мы увидели образ Божьей Матери. Под образом было написано то, что икона находится в Серафимо-Понетаевской женской обители. Мы поняли, что это Икона Божьей Матери «Знамение». Так в храме Преподобного Максима Исповедника было сделано маленькое открытие.

 

 

Факт закрытия храма положил начало к жертвенным подвигам наших священнослужителей и активных прихожан. Боясь варварского разорения храма, они закрылись в церкви и никого не пускали. Там они находились 10 дней в холоде и голоде.

Лишь немногие факты сейчас известны нам. Мы не знаем имен и достоверных событий, потому что они были смыты из памяти людей жестоким обращением и запретами.

Мы сделали запрос о священниках Максимовского храма в годы репрессий в архив  Свердловской области. В ответе указывалось, что последним настоятелем был протоиерей Петров Ювеналий Иванович 1878 года рождения.

Встречаясь с женщинами, которые лично знали отца Ювеналия и его семью, мы узнали о том, что у  батюшки были всего две дочери старшая Мария и младшая – Клавдия, которая погибла на фронте в 1941 году.

 

 

30 декабря 1937 года отца Ювеналия арестовали и предъявили обвинение.

Читая протокол допроса, мы удивлялись тому, как легко отец Ювеналий сознался в том, что он был руководителем контрреволюционной организации. И в результате, 3 января 1938 года отец Ювеналий был расстрелян, чему свидетельствуют документы.

 

 

Так же мы встретились с внучкой Ивашёва Александра Прокопьевича – Нелли Ивановной. Нелли Ивановна сказала, что ее дед пострадал за веру, ему было 69 лет, когда его забрали. Изучив обвинительное заключение Ивашева А. П., мы поразились его смелости и стойкости в защите своей веры, своих убеждений. Нелли Ивановна гордо заявила: «Деду большевики предлагали отречься от Христа и снять крест. Если бы он это сделал, то ему сократили бы срок до трех лет. Но он этого не сделал. Находясь в заключении, он умер».

 

 

Всё возвращается на круги своя. В 1995 году городская дума приняла решение о возвращении храма верующим. Глава нашего города подписал постановление «О передаче здания кинотеатра «Россия» православному приходу».

 

 

Подводя итоги нашей работы, мы пришли к следующим выводам:

  1. Историческая судьба храма Преподобного Максима Исповедника очень сложная и драматичная. Храм за годы своего существования пережил и взлеты и падения.
  2. Данная работа позволила нам пережить и прочувствовать историю нашей церкви через судьбы земляков. Думая об отце Ювеналии, мы понимаем, что это был сильный человек. И это была не физическая сила, а сила духа, сила характера.
  3. Хотелось бы верить, что наша скромная работа не оставит Вас равнодушными. Надеемся, что храм Максима Исповедника, переживший в своей судьбе взлеты и падения, сейчас вновь находится на старте нового взлета!